Главная / Информация для учащихся

Информация для учащихся



СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ

5 класс


6 класс

8 класс

9 класс         

10 класс 

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ. ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА



Ребята!
В разгар летних каникул портал культурного наследия и традиций РФ
 «Культура.РФ» подготовил специальный проект «Летние каникулы. Дневник школьника». Материалы спецпроекта помогут вам занять с пользой провести время  во время летних каникул и без труда выполнить домашнее задание по литературе.

 



Ребята!
Портал культурного наследия России КУЛЬТУРА.РФ  представляет спецпроект "ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ЭКРАНЕ". На сайте предлагаются к просмотру фильмы из обязательной программы и программы внеклассного чтения, отдельно представлены фильмы о Великой Отечественной войне и фильмы для младших школьников.
 

 


СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направил руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования письмо ФГБНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» о списках рекомендуемых произведений.

Списки разработаны РШБА в рамках государственного контракта в соответствии с примерными основными общеобразовательными программами.
 




10 ЛУЧШИХ ПАСХАЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи,
почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!
В.А.Никифоров-Волгин «Отдание Пасхи»)

Пасха, воскресение Христово — это особенное событие в жизни верующих. Трудно найти слова для описания радости, которую испытывают верующие в этот день. Те, кто пережил ее хоть раз, поймут, о чем идет речь. Митрополит Иларион Алфеев называл воскресение Христово «событием космического масштаба».
В православной традиции Пасха считается важнейшим праздником, ее называют «праздником праздников» и «торжеством торжеств». На Руси всегда тщательно готовились к встрече Светлого Христова воскресения. Интересно, что именно в России приобрел широкое распространение жанр пасхального рассказа, и в отличие от святочного рассказа это уникальное явление русской культуры.

Н.Колосов. Не может быть!
Вы можете представить свою жизнь без Пасхи? Наверное, она не имела бы смысла. «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор.15:17), — писал апостол Павел общине христиан в Коринфе. Николай Колосов в своем рассказе изобразил, как пуста была бы жизнь верующего человека, если бы однажды не состоялось великое чудо воскресения Христова.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Христова ночь
Рассказ о том, как Воскресший Христос сходит на землю. С разными людьми Он общается по-разному: одних утешает, других с любовью обличает. И только лишь предателю Иуде говорит гневные и грозные слова… Салтыков-Щедрин называет рассказ преданием, скорее всего, это не церковное предание, а апокрифическое сказание.

В.А.Никифоров-Волгин. Солнце играет
Рассказ «Солнце играет» посвящен процессу внутреннего преображения человека. Таких произведений в русской классике немало, но в этом произведении необычен сюжетный поворот. Герой, бывший советский атеист, публично, на виду у многих людей искренне, не наигранно исповедует веру, и это производит огромное впечатление на читателя.

Н.Гоголь. Светлое воскресение
Обличительная проповедь писателя-моралиста. Очерк входит в состав сборника «Выбранные места из переписки с друзьями». Это размышления о том, что нельзя праздновать Пасху и при этом быть немилосердным, не прощать врагам и избегать своего ближнего. «Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю! (архимандрит Иоанн Крестьянкин)

И.Потапенко. Три Пасхи
Рассказ о духовном пути человека, о разных типах религиозности. Герой проходит путь от детской горячей веры до взрослой серьезно-равнодушной и обратно. Внутреннее перерождение человека на Пасху — традиционная тема пасхальных произведений.

И.Островной. В Христову ночь
Львиная доля пасхальных рассказов посвящена проблеме милосердия. Среди них, например, «Яичко» Н.Вагнера, «Враги» А.Севастьянова, «Мужик Марей» Ф.Достоевского, «Баргамот и Гараська» Л.Андреева. Наиболее ярким на эту тему считается рассказ И.Островного «В Христову ночь». Герой произведения в пасхальную ночь переживает сильнейшее испытание своей веры. Подобно Иову, он лишается всего имущества, но финал рассказа соответствует известной пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В рассказе удивительно показано, как люди могут объединиться в добром деле и как много они могут сделать вместе.

Н.Лесков. Фигура
Рассказ о том, что исполнение заповедей возможно даже в условиях, которые, казалось бы, для этого совершенно не располагают. Лесков ярко изобразил конфликт между призывом долга и голосом совести. В традиции русской классической литературы чаще всего побеждает добро и милосердие, есть и необычные исключения, например, рассказ А.П.Чехова «Казак», но в основном классики верили в возможность внутреннего перерождения человека.

И.Островной. Радость жить
Детский пасхальный рассказ — отдельный пласт в русской литературе. «Радость жить» И.Островного — удивительно светлый рассказ о любви и радости, в нем показано, что доброта детского сердца может сделать очень многое.

С.Кипренский. Братский поцелуй
Интересный нетипичный пасхальный рассказ. Судя по реалиям, описанным в произведении, его действие происходит в наши дни (или по крайней мере в XX веке). В произведении ставится традиционная проблема конфликта чувства и долга в нетрадиционном разрезе. По прочтении ощущается некоторая недосказанность: финал остается открытым, сюжетная линия завершена, но чем дальше будет жить герой, непонятно.

З. Гиппиус. И звери
Удивительный рассказ-фантазия на тему того, воскреснут ли животные. Думаю, вы уже поняли ответ автора на этот вопрос: он дан в самом названии. «И звери», и они тоже.
«Ты сама знаешь, — сказал он <ангел>. — Ты сама сказала, что хочешь всегда любить. Любовь никогда не пропадает. Если любишь — значит, и воскреснешь. И ты, курица. Любишь сынка — ну, и воскреснешь, чтобы любить его дальше <...> И вдруг звериным своим, живым существом почуяли раз навсегда, что ничем они не обижены, что не для людей одних воскрес Христос, а и для них, бессловесных. И радостно стало зверям». Особенно рекомендуется к прочтению детям, любящим своих домашних животных.
Пасхального всем настроения!

 Евгения Новосельцева
http://www.matrony.ru/10-luchshih-pashalnyih-rasskazov
/


5 КНИГ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
В преддверии праздника Победы мы публикуем  подборку книг православных издательств о Великой Отечественной войне, которая поможет вам узнать о Русской православной церкви, о жизни и людях в годы войны.
1.     Фарберов, А. Спаси и сохрани: свидетельства о помощи Божией в Великую Отечественную войну : [Текст]/А.Фарберов. – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2015.
Книга является уникальным сборником свидетельств фронтовиков, их близких о милости Божией к России и ее людям во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Место событий — передовая, тыл, территории, временно занятые немецко-фашистскими захватчиками. Собранные рассказы повествуют о помощи, которая посылалась людям в ответ на их молитвы к Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Книга помогает читателю узнать о том, что происходило в духовной сфере в период жесточайшей в истории России войны. 

2.      Лыкова, Л.А. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. : сборник документов : [Текст]/Л.А.Лыкова.  – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2009.
     В сборнике представлены разнообразные документы: послания Московского Патриарха и постановления Священного Синода и СНК СССР, докладные записки, справки, статистические таблицы председателя и уполномоченных Совета по делам РПЦ при СНК СССР; письма, записки, обзоры; приказы и распоряжения Министерства восточных территорий Германии и вермахта по вопросам религиозной политики; статьи и информация из газет, издававшихся на временно оккупированной территории СССР, и другие материалы.

3.      Фролов, М.И. Битвы и победы. Великая Отечественная война : [Текст]/М.И.Фролов – М. : Сретенский монастырь, 2015.
Книга написана доктором исторических наук, профессором ЛГУ, ветераном Великой Отечественной войны М.И. Фроловым и кандидатом философских наук, доцентом СПБГУ, диаконом В.В. Василиком. В ней подробно освещается история Великой Отечественной войны. Особый акцент делается на победные 1944-45 годы.

4.      Это мы, Господи: повести и рассказы писателей-фронтовиков: [Текст]. – М.: Никея, 2015.
Это книга правды о войне. Неприкрытой, многим неизвестной. Здесь нет салютов, маршей, криков «ура!» и рукоплесканий народов, встречающих армию победителей. Нас «накрывают» другие звуки: разрывы бомб – такие, что земля дрожит, рев танков, сиплые от стужи и ужаса голоса людей… Вся боль и отчаяние человека, рожденного для жизни и идущего на смерть. Беззащитного, поначалу растерянного – перед бездушной махиной войны. Ему и остается-то только, что вцепиться в родную землю-матушку, которую он врагу ни за что не отдаст, и воззвать к черным от дыма небесам: «Это мы, Господи!» И выстоять. И победить. 

5.      Споров, Б.Ф. Дети войны : [Текст]/Борис Споров. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015.  
В основу этой небольшой книги положены воспоминания священника провинциального русского городка. Детские годы главного героя Сергея (будущего отца Сергия) пришлись на Великую Отечественную войну. Много совсем не детских невзгод выпало пережить ему и его сверстникам; до совершеннолетия дети войны становились взрослыми. Пройдя через страдания, через отчаяние, через горечи и радости, обрели они самое главное - святую веру, ниспосланную Утешителем. Книга адресована и взрослым, и детям - всем, у кого доброе сердце и сострадательная душа.


10 книг о Великой Отечественной войне

Школьная программа давно выполнена, новые произведения о войне выходят все реже. Мы выбрали десять важнейших книг о Великой Отечественной, которые стоит читать и перечитывать.
 

«Горячий снег», Юрий Бондарев

Декабрь 1942 года. Под Сталинградом окружена и захвачена в мешок 6-я армия Паулюса. Но ей на выручку уже спешат дивизии Манштейна. Теперь главная задача советских войск — не дать врагу соединиться. Держать фронт надо любой ценой.
В автобиографичном романе Юрия Бондарева рассказывается история двух артдивизионов, переданных в распоряжение пехоты для отражения танковой атаки. Они более суток ведут бой с танками Вермахта, попадают в окружение, остаются без патронов. В финале, в самой пронзительной сцене, командующий вручает ордена четверым бойцам, оставшимся в живых.

 

«А зори здесь тихие», Владимир Васильев

Автор сам признавался, что поначалу эта повесть никак ему не давалась. А потом он поменял главных героев с мужчин на женщин, и история сразу выстроилась: «Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».
К старшине Федоту Васкову присылают пополнение – молодых девушек-добровольцев, многие из которых только что закончили школу. И когда одна из них обнаруживает в лесу группу диверсантов, старшина принимает решение перехватить группу. Их ждет неравный бой с подготовленными, превосходящими числом парашютистами.

 

«Дожить до рассвета», Василь Быков

Все книги белорусского писателя Василя Быкова максимально реалистичны. Он не лакирует действительность, а выписывает ее просто и честно. Его персонажи — обычные люди, они испытывают страх и волнение, но всегда принимают вызов.
Это история о трех разведчиках, совершающих вылазку на вражескую территорию, воссозданная максимально подробно и детально. Шаг за шагом, минута за минутой — от подготовки операции и до трагического финала.

«Момент истины», Владимир Богомолов

Опираясь на реальные документы, автор воссоздает розыск группы немецких агентов в тылу советских войск. Август 1944 года. Подготовка к наступлению на грани срыва, все перемещения советских войск становятся известны Абверу. Группе капитана Алехина поручен розыск диверсантов в условиях цейтнота, ведь до наступления остались считанные часы. Яркие характеры, интереснейшие подробности и детективный сюжет делают этот роман образцом жанра. Вы навсегда запомните старшего лейтенанта Таманцева по прозвищу Скорохват, узнаете, что такое «качать маятник» и «стрелять по-македонски».
 

«В тылу как в тылу», Анатолий Алексин

Это светлая и пронзительная история об одиннадцатилетнем мальчике и его маме, эвакуированных в тыл, на место строительства оборонного завода.
Про будни тыла писать сложно: здесь нет героизма передовой и ужасов блокады, только тяжелая ежедневная работа, нехватка продуктов, редкие письма с фронта и ежедневные сводки. Но у Анатолия Алексина это прекрасно получилось.

 

«Танки идут ромбом», Анатолий Ананьев

Это одна из лучших книг о Курской битве. Кажется, что мирная жизнь и любовь были только вчера, но совсем скоро героев ждет одно из самых больших и кровавых сражений в истории человечества. В романе много флэшбеков, которые показывают, как бой на Курской дуге разделил жизни главных героев на до и после. И сколько раз они еще будут возвращаться к этим событиям, заново осмысляя их.

 
«Повесть о настоящем человеке», Борис Полевой

Это произведение — настоящий гимн человеческому героизму человека. Книга написана почти семьдесят лет назад, но со временем чувство восхищения ее главным героем только крепнет. Это история преодоления себя, дань уважения советскому бойцу, отдавшему для победы все силы, поборовшему смерть и вернувшемуся в военный строй. Более 80 раз роман издавался на русском языке, около полусотни раз — на языках народов СССР, 39 раз — за рубежом.
 

«Реквием каравану PQ-17», Валентин Пикуль

Это одна из немногих книг о втором фронте. Об арктических конвоях и людях, которые вели его солдат через холод и тьму Атлантики и Ледовитого океана. Это история о неверном решении британского адмиралтейства, заставившем корабли конвоя разойтись и попытаться дойти до русских самостоятельно, без прикрытия. В книге можество цитат и отступлений, что делает ее в своем роде посвящением всем союзникам, помогавшим нашей стране в трудные годы Второй мировой.
 

«И штатские надели шинели», Степан Бардин

Книга о блокаде Ленинграда, о солдатах 2-й дивизии, сформированной из добровольцев. О том, как война превращает вчерашних штатских в закаленных боями бойцов, вставших на защиту родного города. Своими силами они создают оборонительный заслон от Пулковских высот до Финского залива. В книге очень много описания жизни простых ленинградцев во время блокады.
 

«Судьба человека», Михаил Шолохов

Это роман о человеке, который потерял все. Любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбежки, сын-офицер ушел в последний день войны, дом разрушен... Андрей Соколов работает в чужом городе и не знает, как начать жить заново. И лишь повстречав мальчика Ваню, оставшегося сиротой, герой находит новый смысл жизни.
МИХАИЛ КОТОВ




О произведениях русской литературы, отражающих тему Великого поста

«Пост является изумительным временем. Столетиями мысль о посте темнела. Призыв святых отцов, подвижников, духовников к тому, чтобы в течение поста совершать действительный подвиг, отречься от всего грешного, отвернуться от всего, что чуждо Богу, от всего, что было причиной и воплощения Христова, и Его крестной смерти, — этот призыв затмил нечто основное в посте. Английское слово, обозначающее пост — Lent (то же самое и по-немецки, и по-голландски) значит «весна». Это не значит — заморозки, это не значит, что время темное, мучительное настало. Пост — это время расцвета. Если бы только мы могли это помнить!» — писал митрополит Антоний Сурожский. 
Зато об этом расцвете и преображении очень хорошо помнили русские классики. Русская литература своими корнями имеет христианские основы, вся отечественная средневековая словесность была житийной или богослужебной. Многие русские писатели хорошо знали и глубоко чувствовали христианские традиции, это отразилось и в их творчестве. 

Вспомним ещё раз лучшие произведения о Великом посте — чтобы ещё раз взором окинуть пройденный путь...


А. П. Чехов, «Студент» 
Студент духовной академии Иван Великопольский по дороге домой встречает своих знакомых и рассказывает им про об отречении апостола Петра, женщины понимают, что эта история им близка и плачут от сострадания. Вот такой незатейливый сюжет в духе Чехова. Но прочитать рассказ нужно обязательно: он довольно емко и точно говорит о многих простых и вместе с тем важных и мудрых вещах. Это история о том, как сочувствие преображает людей, о том, что такое настоящее счастье (оно неразрывно с благом других людей), и, конечно, о событиях Страстной седмицы, последней недели перед Пасхой. 

И. А. Бунин, «Чистый понедельник» 
Известный бунинский рассказ о поиске своего места в мире. Главная героиня — настоящая загадка как для ее возлюбленного, так и, наверное, для самой себя. Читатель до конца не может понять ее сложную противоречивую натуру, и финал скорее ставит в тупик, чем проливает свет на ее загадочный образ. Удивительно порой может сочетаться в душе пламенная вера и разгульный образ жизни! В конце концов в героине побеждает именно голос совести, голос истинного призвания. 

И. С. Шмелев, главы из романа «Лето Господне» 
Непростая задача — взрослому человеку писать о простой детской вере! Но писатель мастерски справляется с этим. Для главного героя романа, маленького мальчика, Великий пост — особенное время, когда вокруг все становится святым. 
Шмелев известен своими прекрасными описаниями бытового уклада, пронизанного православными традициями. В своем романе подробно описывает все: от постного стола до впечатлений, мыслей мальчика от великопостных служб. Для маленького героя важно все, для него даже мелочи быта одинаково священны, во всем он находит свою красоту и радость. 

В. А. Никифов-Волгин, главы из романа «Дорожный посох» 
Никифов-Волгин также берется за изображение детской веры, но акценты у него немного иные. Сам писатель окончил церковно-приходское училище, до 1932 года был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе г. Нарвы. Он прекрасно разбирается в богослужении, любит его и даже в своих детских рассказах большую роль уделяет песнопениям. Вот, как, например, переданы впечатления героя от литургии Великой субботы: 
«Это было до того неожиданно и дивно, что я захотел сейчас же побежать домой и обо всем этом диве рассказать матери… 
Как ни старался сдерживать восторга своего, ничего поделать с собою не мог. 
— Надо рассказать матери… сейчас же! 
Прибежал запыхавшись домой, и на пороге крикнул: 
— В церкви все белое! Сняли черное, и кругом — одно белое… и вообще Пасха! 
Еще что-то хотел добавить, но не вышло, и опять побежал в церковь. Там уж пели особую Херувимскую песню, которая звучала у меня в ушах до наступления сумерек…» 

М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы» 
Непростое чтение, тон романа очень мрачный. Это произведение даже называют «историей умертвий», потому что в нем изображается распад семьи, вымирание рода Головлевых. Можно сказать, что это роман об увеличении зла и греха, растущих с гигантской скоростью. Те, кто не читал, возможно, поинтересуются: почему я рекомендую такой тяжелый роман? А потому, что в конце произведения все сети зла удивительным образом спадают, и главный герой, Иудушка Головлев, сотворивший невероятное количество зла, наконец осознает всю тяжесть своих грехов, кается и умирает. Последние сцены романа потрясают, трогают за живое, ради них одних только и стоит читать этот непростое произведение. И думаю, то, что герой умирает в Великую субботу, несет символический смысл: это день, когда, по учению Церкви, Христос сходит во ад и выводит оттуда всех грешников. То есть если доводить эту мысль до конца, даже и у такого отъявленного негодяя, как Иудушка Головлев, есть шанс на спасение. 

Ф. М. Достоевский, главы из романа «Братья Карамазовы» 
Хотя произведение напрямую и не относится к теме Великого поста, я очень рекомендую прочесть роман целиком или выборочно (главы «Легенда о Великом инквизиторе», «Поучения старца Зосимы»), потому что они поднимают важные проблемы. «Легенда о Великом инквизиторе» ставит вопрос о свободе воли человека, о том, может ли человек добровольно отвергнуть искушения и пойти за Христом или ему легче и привычнее, чтобы им управляли. «Поучения старца Зосимы» — это удивительный текст, полный мудрости и любви. Для меня он стал огромной поддержкой в трудных ситуациях. 

С. Писахов, «Как купчиха постничала» 
Напоследок — два коротеньких юмористических рассказ о том, как поститься не нужно. Наш мудрый народ не зря учит: «Постись духом, а не только брюхом». Рассказ Писахова — прекрасный антипример! Многое становится ясным уже из названия. 
Похожий рассказ есть и у А. П. Чехова — «Накануне поста», но, в отличие от купчихи, герои чеховской истории только готовятся к посту: «Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно». Почитайте, улыбнитесь, порция доброго юмора никому не повредит и в великопостные дни!

ШКОЛЬНИКАМ В ПОСТ


Известно, что дети часто отмечают те или иные события по внешним атрибутам, «атмосфере». И порой задача именно родителей (не всегда родных, можно и крестных) создать эту атмосферу. Одна из важных составляющих этой атмосферы, затрагивающая как раз духовную сферу – это чтение. Дети, обладая живым воображением, очень легко считывают книжное настроение. Постные книги вовсе не должны быть о посте – но лишь настраивать на постный лад.

В.П. Лебедев. За святую обитель


Книга эта была написана еще до Революции, но любима младшеклассниками и даже подростками до сих пор. Читатель погружается в эпоху, когда на Руси нет царя, когда поляки захватили Москву, а Минин и Пожарский собирают свое ополчение. Троице-Сергиевой лавре пришлось непросто – она почти полтора года находилась в осаде. Люди, собравшиеся в стенах обители, и голодали, и болели, и храбро сражались за свои святыни. В центре повествования отважные юные воины, вставшие на защиту монастыря.

Юлия Вознесенская. Путь Кассандры, или приключения с макаронами

Автор переносит читателя в мир, где произошла глобальная катастрофа – половина земли ушла под воду. Но все спас он, Мессия. Но вот Мессия ли он? Ведь у каждого человека на руке стоит метка, за каждым на самом деле следят. А тем, кто верит в Бога, грозят изгнание и смерть. Есть ли те, кто еще верит? Оказывается, да. Эта книга о поисках веры и о любви. В ней множество отсылок к текстам о конце света, но понимаешь это не сразу.

У этой истории есть продолжение: «Паломничество Ланселота».

Людмила Дунаева. Дождь

Небольшой рассказ-притча о коте и псе, которые живут в Доме и ждут Хозяина. И знают они, что Он придет, когда кончится дождь. А дождь все льет и льет… И настроение паршивое, и так хочется все бросить или обвинить во всем другого. Вот кот и пес и ссорятся постоянно. Кот грустит в Доме, а пес охраняет, сидя в холодной будке. Кончится ли вечный дождь, и придет ли Хозяин?

Жития святых в пересказе для детей (издательство «Никея»)

В этой серии вышло уже больше 20 книг. Каждая посвящена отдельному святому. Язык изложения достаточно простой, и читаются жития не как художественные произведения, а как увлекательная биография. Святые становятся ближе и понятнее. Книги рассчитаны на младший школьный возраст, но, честно говоря, и взрослые читают их с удовольствием. Однако если эта серия покажется все-таки слишком «детской», можно найти жития святых и в классическом изложении.

К. Лукашевич. Мое милое детство

В общем и целом, это мемуары. Автор вспоминает, как они жили в детстве. В доме их родителей в Бога верили все, но особенно набожной была няня. Именно она опекала маленькую Клаву и ее сестру. Детские мысли о том, как устроен мир, восприятие библейских событий и легкость юности. Читается книга легко, но оставляет после себя долгое послевкусие размышлений о том, что же в жизни главное.

 
с сайта Матроны.ру


          Август… запах меда и яблок, вдох полной грудью, надежда на лучшее, звон колоколов, явление Божественного величия в природе и в душе. Все это мимолетное, все это важное вдохновило великих русских писателей и поэтов на торжественные, особенные произведения.Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Сергей Есенин «Преображение», Александр Блок «Преображение»,Борис Пастернак «Август», Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Белла Ахмадулина «Приходит время упаданью яблок»…
 
Сергей Есенин. «Преображение»
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.

 *****
Александр Блок «Преображение»
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
 *****
Борис Пастернак. «Август»
…Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры…
  *****
Иван Мятлев.
Наш Спаситель на Фаворе.
И в Его сияет взоре
Откровенья торжество,
Он облекся в Божество!
В ризе светлой Он, блестящей,
Яко снег, кругом светящей!
 *****
Белла Ахмадулина.
Приходит время упаданью яблок.
Уходит август - время сентябрю.
Приходит время свадеб и гулянок,
Когда так часто слышится люблю.
Приходит осень, золотое время,
Приходят в мир любовные бразды.
И достают хозяйки для варенья
Из кухонь старых медные тазы.
Бурлит варенье, соком наливаясь,
И так грустят осенние сады,
А от ветвей, последний раз, прощаясь,
Падут в подол прекрасные плоды.
И вдруг взлетит над деревом подранок,
В него попал пороховой заряд.
Прекрасна ночь - ночь упаданья яблок.
Плоды краснеют, звёздами горят.
 *****

У Ивана Бунина есть рассказ «Антоновские яблоки» - размышление о судьбе поместного дворянства. Все воспоминания рассказчика связаны с запахом антоновских яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами — земли, крестьянской жизни, быта, труда, тонким ароматом опавшей листвы, запахом меда и осенней свежести, ржаным ароматом новой соломы и мякины, запахом костра, грибной  сырости, «запахом озябшего за ночь сада». Целый букет – острый и многообразный — запахов жизни. Герой все
время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие…» 
Прекрасный русский писатель Иван Шмелев в произведении «Лето Господне» описывает освящение яблок в церкви через восприятие ребенка:«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные». Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки…»
У Евгения Носова тоже есть рассказ «Яблочный Спас». «Утро клубилось молодыми августовскими туманами...»- так начинает автор свое повествование. И вот вместе с ним мы переносимся в мир природы, красоты, «видим» скошенные поля в блестках оброненной соломы, вдыхаем запах «яблочного ветра» и пьянящий аромат с примесью «душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного». На душе тихо, спокойно, светло и радостно.Почему же автор называет свой рассказ «Яблочный Спас»? Речь не только о православном празднике. Слово Спас происходит от слова спасти. Спасти души людей, пока они совсем не очерствели, спасти от безразличия, глухоты. И не случайно икона с образом Спаса Нерукотворного так строго взирает на людей.

 
Источник http://cb-rzhev.blogspot.ru/2015/08/blog-post_19.html
 

ЗАЧЕМ  ЧИТАТЬ  ЖИТИЯ СВЯТЫХ

5 причин для взрослых и детей
 
Для взрослых:
1. Чтобы быть культурным.
У каждой христианской страны есть собственные крупные собрания житий. Саламанкский кодекс – в Ирландии, ГадлаСамаэтат – в Эфиопии, «Жития святых» Димитрия Ростовского – в России и т. д. Многие из этих и других житий – признанные памятники литературы своего времени, и литературоведы корпят над ними не меньше, чем над Старшей Эддой или гомеровским эпосом.
Примеры для чтения: Жития Киево-Печерского патерика, Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, Житие Антония Великого.
 
2. Чтобы лучше знать историю христианства.
Жития содержат описание реальных исторических событий и личностей. С их помощью история христианства может стать по-настоящему доступной, а через нее станет доступнее и тесно связанная с религией мировая история. Возьмем, к примеру, падение Римской империи в V веке, имевшее религиозные предпосылки.
Примеры для чтения: Житие священномученика Игнатия Богоносца (первый век христианства), Житие Феодосия Печерского (быт русских монахов тысячу лет назад), Житие святой благоверной царицы Тамары (история золотого века Грузии), Сборник «Святые в истории» (сост. Ольга Клюкина).
 
3. Возможность читать тексты, написанные святыми.
Авторы и переводчики многих известных житий прославлены в лике святых. Для верующего человека чтение составленных ими житий – это не только знакомство с жизнью святых, но и возможность получить наставление от отцов Церкви.
Примеры: преподобный Симеон Метафраст, архиепископ Александрийский Афанасий Великий, преподобный Нестор Летописец, святитель Димитрий Ростовский.
 
4. Чтобы понимать сюжеты икон.
Жития святых тесно связаны с иконами. Ключевые моменты жизни того или иного святого и связанные с ним предания часто находят отражение на иконе. В XIII веке на Руси даже появились так называемые житийные иконы, или иконные жития, где вокруг главного изображения святого расположены сцены из его жизни. Зная жития, легче ориентироваться в храме.
Примеры: Житие и икона Артемия Веркольского с изображением грозы, русская версия жития и иконы священномученика Трифона с соколом на запястье.
 
5. Остановиться и лучше узнать самих себя.
Старинные жития с их витиеватым языком и часто встречающимися молитвословиями невозможно читать на бегу. Поэтому жителю города, чтобы вдумчиво прочитать житие святого, придется отложить дела, замедлить привычный темп жизни и настроиться на тишину в самом себе, что принесет пользу духовной жизни в целом.
Примеры для чтения: см. 1, 2, 3 пункты.
 
Для маленьких:
1. Там настоящие принцессы и воины!
Герои есть не только в красивых волшебных сказках, но и в реальной жизни. Это благоверные князья и княгини, царственные мученики и храбрые воины, готовые «положить душу за други своя».
Примеры для чтения: Житие святой преподобномученицы Елизаветы Феодоровны в пересказе для детейЖитие святого Феодора Ушакова в пересказе для детей.
 
2. Это путешествия по городам и странам на машине времени!
Жития переносят читателя на десятки и сотни лет назад и рассказывают о жизни христиан в разных уголках земли. Это отличный повод поговорить с ребенком о разных народах и культурах: как жили люди в Византии, чем гордятся в своем отечестве грузины и какой  была Москва пятьсот лет тому назад?
Примеры для чтения: Житие святителя Филиппа Московского в пересказе для детейЖитие святой великомученицы Екатерины в пересказе для детей.
 

3. Там настоящие чудеса!
Для детей понятие чуда гораздо ближе, чем для взрослых. Однако в обычных книжках описываются выдуманные чудеса, а в житиях – самые настоящие. И главное чудо, о котором дети могут узнать из житий, – это чудо общения с Богом.
Примеры для чтения: Житие святой великомученицы Варвары в пересказе для детейЖитие святителя Николая Чудотворца в пересказе для детей.
 

4. Щедрые подарки!
В современном мире дети с малых лет подвержены влиянию рекламы, побуждающей их с малых лет желать для себя всего сразу – и побольше. Жития же учат желать самого лучшего для других, а для себя просить у Бога добродетелей. На примерах таких святых, как отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), дети могут увидеть, что Богу ничего не жалко для человека, если это идет ему на пользу. Бог может щедро подарить ребенку даже успехи в учебе.
Пример для чтения: Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей.
 
5. Примеры людей, которые не такие, как все.
В период социализации дети стараются подстроиться друг под друга, быть как все. Потому что отличаться от других, быть странным для многих – значит быть одиноким. Святые своей жизнью показывают совсем другой пример: как важно быть верным главному – своей вере в Бога. А если с тобой Бог, то и странным быть не страшно. И нет в этой странности ничего предосудительного.
Примеры для чтения: Житие блаженной Матроны Московской в пересказе для детейЖитие преподобного Серафима Саровского в пересказе для детейЖитие блаженной Ксении Петербургской в пересказе для детей.


 



10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Научно-художественная литература для детей — одно из многих отечественных изобретений в области культуры, столь же уникальное, как «русский классический роман». Этот вид познавательной литературы буквально расцвел в нашей стране в 30-е годы ХХ века благодаря усилиям редактора, поэта и переводчика С. Я. Маршака.
Стараниями отечественных авторов и редакторов наука в таких книгах встретилась с поэзией, техника с искусством, породив полноценные художественные произведения. В этих книгах происходят приключения особого рода — приключения мысли. Мы предлагаем обзор нескольких таких книг, который составил детский писатель и редактор альманаха «Хочу всё знать» Сергей Ив. Иванов.


Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали»
Эта научно-фантастическая сказка (и одновременно увлекательный трактат о жизни насекомых — энтомологии, о ботанике и экологии) была написана бывшим беспризорником, журналистом и биологом по образованию Яном Ларри по заказу Маршака и впервые вышла в свет в 1937 году. С тех пор она постоянно переиздается.
Тайком выпив созданный соседом-энтомологом эликсир, брат и сестра Карик и Валя уменьшились до размера булавочной головки и очутились в таинственном мире насекомых. Стрекоза уносит их на пруд, где дети попадают в колокол подводного паука, а освободившись из плена, сталкиваются с другими обитателями водоемов, лугов и почвы. Они ведут борьбу с агрессивной медведкой, знакомятся с жуками и тлями, хищными растениями. Уменьшившийся вслед за ними изобретатель эликсира помогает детям избавиться от опасностей, учит их (и читателей) находить съедобные растения, выживать в экстремальных условиях и, главное, знакомит в подробностях с окружающими нас малыми живыми организмами. Повесть наполнена приключениями, мягким юмором и пронизана уважением к «человеку знающему».
Подходит для чтения детям с 6 лет.


Виталий Бианки. «Лесная газета»
В книжном виде «Лесная газета» впервые вышла в 1928 году. Книга постоянно переиздается в разных редакциях.
Бианки исследует мир живой природы с помощью газетных жанров: репортажа, новостей, телеграммы, объявления, фельетона. Герои «Лесной газеты», как в сказке, разговаривают на «человеческом языке», спорят, рассуждают, повествуют о своей жизни. В то же время в содержании книги нет ничего сказочного: каждый факт из жизни животных и растений научно точен.
Организует все повествование календарь: книга описывает годовой цикл в жизни природы. Она разделена на главы по месяцам и показывает читателю неразрывную связь небесных явлений (движения Земли по орбите) с миром живой природы.
Произведения Бианки близки нам ещё и потому, что он рассказывает о природе родного края — российского Северо-Запада.
Подходит для чтения детям с 6 лет.


Александр Свирин, Михаил Ляшенко. Цикл «Книга знаний»
Книги цикла («До Земли ещё далеко», «На этой планете можно жить», «Операция «Океан», «Большая охота», «Экспедиция к предкам») издавались в издательстве «Малыш» в 1962–1970 годах, первые три переизданы в 2016–2018 годах. Михаил Ляшенко участвовал в создании только первых двух книг серии.
История началась с того, что заболевшую девочку Лену пришли навестить одноклассники Генка и Витька. Но дома у Лены оказался ее дедушка, ученый, и не без его участия Генка, Витька и Ленка превратились в инопланетян, которых звали Каген, Тькави и Нкале. «Пришельцы» исследовали Солнечную систему, нашу планету, подводный и животный мир, историю человечества. Возглавил восьмилетнюю экспедицию (столько выходили книги серии) инопланетянин «Лендед». Участники экспедиции ведут «научные тетради», куда записывают все полученные сведения. Несмотря на устарелость некоторых данных, эти книги остаются прекрасным способом пробудить в ребенке любознательность и представить окружающий мир в его объеме и красках.
Подходит для чтения детям с 7 лет.


Павел Клушанцев. Станция «Луна»
Книга ленинградского кинорежиссёра, сценариста и мастера комбинированных съёмок П. Клушанцева выходила в 1965 и 1974 годах.
Павел Клушанцев работал одновременно над научно-художественным фильмом и детской книгой о Луне, и может быть, поэтому читатель с первых же станиц чувствует себя настоящим космическим путешественником. Автор начинает с рассказа о том, почему люди стремятся на Луну, повествует о лунной гонке между СССР и США и о лунной программе «Аполлон», которая тогда ещё не была воплощена. Затем читатель вместе с автором разгадывает, каким может быть лунный грунт, как разработать оптимальный маршрут до Луны, как передвигаться по Луне и оборудовать на ней жилища… Одновременно даются элементарные сведения по астрономии, баллистике, ракетостроению. Завершает книгу прогулка по Луне — правдоподобное описание того, что почувствуют и увидят лунные исследователи и жители. Клушанцев придумал и поместил в книге оригинальный мнемонический способ запоминания названий лунных морей и заливов. Как и многие книги Клушанцева («К другим планетам», «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите»), «Станция «Луна» представляет собой цветную книгу-альбом и до сих привлекает внимание детей качественным оформлением.
Подходит для чтения детям с 7 лет.


Владимир Крепс, Климентий Минц. «Клуб знаменитых капитанов. Фантастическая история, записанная гусиным пером в клеенчатых тетрадях, с приложением частной переписки одного городского воробья с конструктором планетоходов серии ВВН»
Книга по мотивам знаменитого цикла радиопередач вышла в 1974 году с иллюстрациями А. Медведева.
Из нее мы узнаём, что Знаменитые капитаны проводили свои собрания в одной из школьных библиотек подмосковных Химок (наверное, потому, что Химки хотя и речной, но все-таки порт). Но сотого собрания клуба решил не допустить коварный Негоро. Конечно, капитаны преодолевают все воздвигнутые врагами препятствия и вдобавок знакомятся с еще одним, двенадцатилетним капитаном волейбольной команды Петей Синицыным. Таково содержание первой из пяти клеенчатых тетрадей, найденных в дупле дуба московским школьником Сережей во время краеведческого похода по Подмосковью.
В этой книге сохранены замечательные качества радиопередачи «Клуба знаменитых капитанов» — уникальное сочетание литературоведения, истории и географии, пафос познания и этика, поучительность и юмор, уважение к другим народам и патриотизм.
Подходит для чтения детям с 10 лет.


Александр Семёнов. «Путешествия Мурзилки. Научно-фантастические сны»
«Научно-фантастические сны» художника и писателя (или, как написано в «руководстве по эксплуатации книги» — писателя-изобретателя) А. Семёнова первоначально печатались с продолжением в журнале «Мурзилка» в 1979 году. В ожидании смешных познавательно-детективных историй А. Семёнова, снабженных его рисунками, многие юные подписчики «Мурзилки» каждый день проверяли почтовый ящик. В виде книги «Путешествия Мурзилки» впервые вышли в 2013 году.
Книга состоит из двух частей: «Путешествие в космос» и «Путешествие в атом». Вместе с племянником знаменитой (благодаря другим произведениям А. Семёнова) волшебницы Ябеды-Корябеды по имени Шиворот-Навыворот Мурзилка развивает сверхсветовую скорость, исследует Черную Дыру и спасает ее обитателей от тяги к вещам, жадности (которая и стала причиной невероятного притяжения Черной Дыры). А во второй части герои попадают в микромир, знакомятся с протонами, нейтронами и античастицами. Научные сведения и гипотезы автора, которые не поместились в основной текст, располагаются в сносках на полях книги. Вместе с игрой, шутками и наукой читателю этой книги постоянно предлагаются нравственные вопросы, от правильного решения которых зависит жизнь героев и читателя.
Подходит для чтения детям с 6 лет.


Николай Сладков. «Капли Солнца»
Сборник «Капли Солнца» выпущен в 1978 году и наиболее полно отражает творчество Н. Сладкова. Продолжая традицию своего учителя Виталия Бианки, Сладков при этом не ограничился описанием родной природы. Книга разделена на несколько разделов: «В лесу», «Под землей», «Под водой», «В горах» и содержит наблюдения автора за обитателями разных стран и широт. Значительную часть жизни писатель провел в путешествиях, но сохранял постоянный контакт с читателями благодаря теле– и радиопередачам, для которых готовил свои сценарии и выступления. В «Каплях Солнца» перед читателем открывается гармоничный и в то же время беззащитный мир живой природы, для которой человек приходится старшим братом. Многие наблюдения автора уникальны и неповторимы. Лирические рассказы чередуются с юмористическими диалогами лесных обитателей в духе народных сказок. Эти диалоги содержат природоведческие задачи для читателя и открывают новые факты из жизни животных.
Подходит для чтения детям с 7 лет.


Владимир Лёвшин. «В поисках похищенной марки. Новые приключения Магистра Рассеянных наук»
Одна из множества математико-приключенческих книг В. Лёвшина и третья в цикле «Приключения Рассеянного Магистра» вышла впервые в 1969 году и переиздается до сих пор.
Действие книги происходит в далеких заморских странах Терранигугу и Сьерранибумбум, куда Рассеянный Магистр (великий, но страшно рассеянный московский математик) отправляется на поиски уникальной похищенной марки. С помощью арифметики, алгебры и девочки Единички Рассеянный Магистр пытается раскрыть детективную загадку, но постоянно попадает впросак. Его ошибки исправляет математический кружок — Клуб Рассеянного Магистра — заседания которого состоят из поедания пирожных и решения нерешенных Магистром задач.
Подходит для чтения детям с 12 лет.


Николай Голь, Геннадий Григорьев. «Приключения академика Пятитомова и профессора Синицына»
Приключения и диалоги двух выдуманных ученых публиковались много лет в журнале «Костёр» и выходили в 90-е годы на «Радио России», а в книжном виде впервые опубликованы в 2015 году.
Они посвящены всему на свете — тайне НЛО, египетским пирамидам, истории денег, языкознанию: темам, которые входят в школьную программу и выходят за ее пределы. А главное, с академиком и профессором постоянно что-то происходит, потому что они обладают беспокойным характером, а также имеют много друзей и близких, которым тоже не сидится на месте. Особый фирменный стиль «Костра» воссоздают веселые иллюстрации Ю. Александрова, очень напоминающие детские рисунки в школьных тетрадях.
Подходит для чтения детям с 10 лет.


Александр Шибаев. «Язык родной, дружи со мной»
Книга вышла впервые в 1981 году, переиздана в 2008 и 2014 годах.
На первый взгляд сборник веселых стихов и рассказиков, посвященных правописанию и языковым играм, может показаться далеким от науки. Однако грамматика — самая настоящая наука, просто изучать ее начинают раньше других. В этой книге о языковой науке рассказано настолько художественно, что дальше некуда — в стихах. Причём в таких стихах, от которых ребенка за уши не оттащишь.
Открывают книгу поэтическая азбука, а продолжается она стихотворными загадками о заблудившихся буквах, стихами о знаках препинания, предлогах и частицах и мастерскими литературными шутками. Многие пытались давать уроки грамматики в стихах, но удалось немногим. А. Шибаев входит в этот узкий круг.
Подходит для чтения детям с 5 лет.


О ЛЮБВИ, ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙ СЕРДЦА

Что читать детям? При необычайном обилии книжной продукции немногие детские книги учат благородству и достоинству. Произведения ФРЕНСИС БЕРНЕТТ оставляют самые светлые и добрые впечатления, они учат дружить, прощать, любить, помогают познакомить ребенка с христианскими ценностями.

     Френсис Элиза Бернетт была англичанкой по происхождению. Когда девочке было три года, неожиданно умер ее отец, состоятельный торговец скобяными изделиями. Мать, оставшись вдовой с пятью детьми, стала вести семейное дело. Спокойной, обеспеченной жизни пришел конец. Семья переезжает в другой дом, расположенный на улице, по которой проходила граница между респектабельным городом и трущобами. Юная Френсис наблюдала за жизнью бедняков, интерес и сочувствие к которым сохранились у нее на всю жизнь.
     Девочка училась в маленькой частной школе и больше всего на свете любила читать книги. Талант рассказчицы проявился у нее очень рано. Подруги часто просили ее рассказать одну из волшебных историй, которые она записывала в тетрадь для кухонных расходов. В них всегда был сильный и благородный герой, который заступался за слабых и обиженных. Когда Френсис исполнилось 16 лет, семья переезжает в Америку, где девушка делает первые шаги в литературе, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Она стала писательницей, книги которой читали буквально все: Марк Твен, Оскар Уайльд, английский премьер и американский президент.
     В дореволюционной России сразу полюбили произведения Ф. Бернетт и часто их издавали. Герои романов – подростки и дети. Ее книги вошли в золотой фонд мировой детской литературы. Особенно был популярен «Маленький лорд Фаунтлерой». Это повесть о семилетнем мальчике Седрике, который жил со своей овдовевшей мамой в Нью-Йорке. Однажды он узнает, что теперь имеет титул лорда, а в Англии живет его богатый дед – суровый и мрачный граф Доринкорт. Доброта и благородство маленького Седрика и его матери смягчают гордый нрав старого аристократа. Благодаря этому разрешается многолетняя семейная драма. Конечно, поступки Седрика наивны, но образ мальчика настолько убедителен, что начинаешь верить в этот идеал нравственного поведения. Ведь и в настоящей жизни мы слишком строго судим других людей, а сердечная искренность, прямодушие, трогательная простота творят чудеса и способны преобразить человека.
     Героиня другой ее книги «Маленькая принцесса» – дочка богатого отца. Но она вовсе не избалована этим, не высокомерна. В Саре Кру благородство без искажений, без гордыни и злобы. Она сдержанна и милостива даже тогда, когда теряет сразу все. Девочка стойко переносит все испытания, выпавшие на ее долю. Благодаря чувству собственного достоинства,необыкновенной доброте и богатому воображению, она остается настоящей принцессой. Очень полезно именно в детстве учиться благородству. Много ли мы знаем вокруг себя детей, которые не хнычут, что им чего-то недодали, а радуются любому благу? Идея «царского достоинства» – и в богатстве и в бедности оставаться человеком – проходит через все это произведение. Даже в нищете в сердце Сары остается жалость к Бекки и Анне. Наша окружающая действительность, отношения друг с другом, компьютерные игры делают детей бесчувственными. Такие книги пробуждают чувства, хотя бы жалость, пусть даже к книжным героям. Может, потом они научатся жалеть и живых людей.
     В повести «Таинственный сад» рассказывается о том, как тяжело остаться без родителей, когда тебе всего десять лет. Кажется, ничего хорошего в этой жизни уже не произойдет. Мери и Колин не просто одинокие несчастные дети, они невыносимы в своем высокомерии, гордости и капризах. Их никто не любит, и они ненавидят всех. Но любовь и жалость добрых людей совершают чудо, преображают жизнь и заставляют ожить холодные, черствые сердца. Участие для этих детей становится переломным моментом в их жизни. Наступает весна. Дети начинают ухаживать за заброшенным садом и наблюдают, как тот пробуждается ото сна. Незаметно меняются и они сами, возделывая прекрасный сад своей души:
«Только там расцветут пышно розы, мой мальчик,
Где ты выполол все сорняки!»   
     Произведения Френсис Бернетт захватывают. Читаются с легкостью и таким увлечением, что от них трудно оторваться. Они сказочны, но совсем недалеки от реальности. Почитать эти книги будет полезно и взрослому читателю. Читаешь «Таинственный сад», и невольно приходит на ум, что все чаще вокруг стали встречаться надменные, ожесточенные дети. У них есть все: красивая одежда, вкусная еда, всевозможные развлечения, не хватает главного – они лишены внимания, заботы, да и материнской ласки тоже. Современные, благополучные мамы и двух часов не могут провести со своими чадами, дети их раздражают. Хорошо, если в их жизни встретятся вот такие же Марта или Дикен. А может, стоит и нам, хоть иногда, стать миссис Соуэрби и поучаствовать в чьей-то судьбе.
     «Нет в мире ничего могущественнее доброго сердца …». Эта мысль одного из персонажей «Маленького лорда» и идея преображения человека и его жизни пронизывают все творчество Френсис Бернетт.
Ирина Романова
Троицкий листок
 

Зачем  учить стихи наизусть?

Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, — это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще?
·      встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –
·      расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю, солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» — это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.
·      апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (история о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).
·      жизнь в шкуре автораЧто запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.
        Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?
         Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.
·        гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму
В тишине голубой и глубокой
С дивной ратью своей многокрылой
Бог идет сквозь ночные леса.
 


ДЕГРАДАЦИЯ МОЗГА

С каждым днем все больше людей жалуется на проблемы с мозговой деятельностью — на все возрастающую рассеянность (т.е. невозможность концентрировать свое внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач), на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги. 
И просят дать им что-нибудь для улучшения мозговой деятельности в целом и памяти в частности. Причем, как это ни парадоксально, данная проблема характерна не только и не столько для пожилых людей, ослабевать мозгами которым, вроде как, «положено по возрасту», сколько для людей среднего и моложе среднего возраста. При этом многие даже не интересуются, почему так происходит — автоматически списывают это на стрессы, усталость, нездоровую экологию, на тот же возраст и т.п., хотя все это даже близко не является причиной. Среди моих пациентов есть те, кому далеко 70, но кто не имеет вообще никаких проблем ни с памятью, ни с мозговой активностью. Так в чем же причина? 
А причина состоит в том, в чем, несмотря ни на какие доводы, никто, категорически, не хочет отказаться от, так называемой постоянной, круглосуточной «подключенности к информации». Другими словами, ускоренная утрата Ваших мозговых функций началась в тот самый знаменательный день, когда Вы решили быть постоянно «на связи». И нет никакой разницы — вынудила ли Вас к этому служебная необходимость, изнывание от безделья или элементарная боязнь быть «не на уровне», т.е. боязнь прослыть белой вороной, чудаком в среде себе подобных. 
Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т.е. «А можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной «отрыжки», сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате. 
В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось». 
Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю является отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т.е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что — не очень) и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно задержать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или, того хуже, увеличивается (как, например, в этой статье), то на таких страницах задерживаются лишь единицы. 

Мое личное мнение такое: 

Интернет — это реальный наркотик. А что такое наркотик? Это совершенно бесполезная вещь, без которой любой человек может прекрасно жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, то зависимость возникает пожизненная — наркомания не лечится. 
На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей — от высококвалифицированных университетских профессоров до сервисных работников по обслуживанию стиральных машин. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже. 

Большинство людей испытывает колоссальные затруднения при чтении больших текстов, не говоря уже про книги. Даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв — не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение. 
Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения говорят, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой. 
Чтение попросту «не идет», прежде всего, потому, что: 
а) не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова 
б) совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических, высокосодержательных или наукоемких произведений, который полностью отсутствует в обмене телеграфной «СМС-отрыжкой». 
В результате этого одно предложение приходится перечитывать по нескольку раз! Наиболее откровенные люди так прямо и говорят: я противен/противна сам(а) себе. 
Но это еще далеко не все. Из-за постоянной подключенности к интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение. Еще хуже то, что в 80% случаев люди ходят в интернет за сомнительными развлечениями, либо черпают оттуда информацию, имеющую не то что нулевую, а отрицательную культурную ценность. 
При этом большинство людей (особенно молодых) привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня испытывают не только психическую подавленность, граничащую с паникой, но и реальную физическую ломку, напоминающую наркотическую. Не верите? А ну-ка выключите свою мыльницу СОВСЕМ и попробуйте прожить без нее хотя бы 2-3 дня. 
Есть мнение, которое я вполне разделяю, что способность эффективно воспринимать сложные тексты, читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей. Идея эта не нова, поскольку еще Умберто Эко в романе «Имя розы» предлагал пускать в библиотеку только тех, кто умеет и готов воспринимать сложные знания. А все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет. 
Короче говоря, никакие таблетки, никакие пищевые добавки, никакие диеты, никакие мозгоправы и т.п. не способны остановить деградацию мозга. Остановить ее может только одно — прекращение поступления в систему обработки всевозможного информационного мусора и ежедневная загрузка мозга так называемой «полезной информацией». Процесс этот чрезвычайно сложный, а для многих людей так и вовсе невыполнимый. Для многих поезд, как говорится, уже ушел. 

Ещё раз, коротко: 

Гаджеты, обеспечивающие Вашу постоянную подключенность к информации/интернету — смартфоны, айпады и пр., без которых Вы теперь даже в туалет сходить не можете, — делают Вас практически дебилом с вялым, апатичным, с еле соображающим мозгом, который не способен думать и анализировать. Но, как и всякий наркоман, Вы, конечно же, убеждены в обратном — в том, что эти мыльницы делают Вашу жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т.п., а Вас лично — «сильно продвинутой личностью», которая всегда в курсе всего. 
Благодаря этим устройствам, в Ваш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, который загаживает Ваш «бортовой компьютер» настолько, что ты годитесь лишь для выполнения самой примитивной, низкоквалифицированной работы. Вы не в состоянии ни связно говорить, ни писать, ни читать — Ваша речь косноязычна и наводнена словами-паразитами. Рассказывая кому-то о чем-то, Вы с трудом подбираете нужные слова, а слушая кого-то — быстро теряете нить разговора и начинаете скучать и зевать. Писать Вы не можете, поскольку практически в каждом слове начинаете делать ошибки, а как использовать знаки пунктуации — не знаете даже приблизительно. Зато Вы круто делаете сэлфи (и прочие мусорные фото) и стучитесь к кому-нибудь в Viber или WhatsApp. 
Вам нужно заново учиться читать книги. Настоящие бумажные книги — понимаете? Не разглядывать часами подслеповатыми глазами свою мыльницу с экраном, а читать книги. Будет тяжело, но Вы попробуйте. Насиловать себя не нужно — в первый день прочитайте полстраницы, на следующий — целую страницу, на третий день — 1,5 страницы и т.д. Учтите, что организм будет всячески этому сопротивляться — будет и тошнить, и ломать, и тянуть заняться чем угодно, лишь бы мозг не напрягался.



 


 
 www.km.ru/education
Образовательный портал Кирилла и Мефодия

 www.study.ru    
Материалы для изучающих английский язык

 http://nature.ok.ru
Редкие и исчезающие животные России

 http://geo2000.nm.ru/index1.htm
Материалы по географии

 www.erudit.newmail.ru
Юным любителям природы

 www.citycat.ru/iq/chtenie.html
Скорочтение, память

http://bobych.ru/encycl/
Энциклопедия литературных героев

http://www.students.ru/tests/
Север российского студенчества; портал online тестирования по немецкому языку, географии, истории, литературе

http://www.kinder.ru/Default.asp
Каталог детских ресурсов

http://mega.km.ru/
Состоит из 10 онлайновых энциклопедий: Универсальной, Автомобильной, Вооружений, Домашних животных, Здоровья, Кино, Компьютеров, Кулинарии, Музыки, Этикета (всего около 130 тыс. статей). А также перевод любых единиц измерений и англо-русский, русско-английский и экономический словари
 
http://www.rulex.ru/
Основу настоящего словаря составляют статьи из Энциклопедического Словаря (ЭС) издательства Брокгауз и Ефрон и Нового Энциклопедического Словаря (НЭС). Он включает уникальные и актуальные до сих пор статьи-биографии российских деятелей, а также материалы тома «Россия».

http://www.slova.ru/
Толковый словарь В.И.Даля

http://rus.gflora.com/
Энциклопедия комнатных растений

http://sport.ru/
Спортивный портал

http://www.stihi.ru/poems/list.html
Портал современной поэзии предоставляет всем авторам возможность опубликовать свои произведения в сети Интернет





Copyright © 2011 - 2013 prav-gim.ru All rights reserved

Елецкая епархия
CMS Status-X